ЖИЗНЬ В СТИЛЕ ЭКО НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ПОРТАЛ

Технологии » Экоархитектура

07.02.2017

Экодом "Димаксион", спроектированный Фуллером почти 100 лет назад

Экодом
Дом «Димаксион» (фото: www.novate.ru)

Представим себе дом с двумя спальнями, двумя ванными комнатами и просторной гостиной/столовой. Дом, который является самонагревающимся, самоохлаждающимся, самоочищающимся, самостоятельно вырабатывающим энергию, экологически чистым и стоит всего как новый Cadillac. Наверняка, такие дома были бы нарасхват. Но планы такого дома действительно существовали, а что самое безумное, они впервые были разработаны в 1920-х годах.

Дом «Димаксион» был изобретением Бакминстера Фуллера, прославленного создателя геодезического купола. А поводом для подобного изобретения послужила мечта Фуллера создать «жилищную машину», которая бы сумела скорректировать проблемы, которые он видел в существующих на тот момент домах и процессе домостроительства. 
 
Он был сделан, чтобы максимально использовать его 102 квадратных метра площади, а если разобраться в его конструкции, то очевидным станет, откуда взялось слово «напряжение». Дом был сделан из алюминия, который является очень прочным и требует очень мало обслуживания, поэтому не было никакой необходимости в покраске дома или переделке крыши. 
 
Первоначально дом был спроектирован в форме шестиугольника, хотя более поздние прототипы конструкции Фуллера были круглыми и чем-то напоминали металлический цирк. В центре дома находилась центральная распорка из нержавеющей стали, от которой отходили «спицы», поддерживающие крышу. 
 
Бакминстер Фуллер и макет его дома  (фото: www.novate.ru)
 
Это позволяло снять нагрузку со стен, что делало «Димаксион» безопасным во время землетрясений, смерчей, бурь или даже войн. В центральной распорке также содержались все коммуникации, что позволяло возможность легкой перепланировки, к примеру расширяя гостиную за счет кухни для проведения вечеринки. 
 
«Димаксион» был также разработан, чтобы автоматически поддерживать чистоту. В нем используется система нисходящих потоков, которая подразумевала засасывание пыли через фильтры в плинтуса. Это означало, что на уборку уходило в разы меньше времени. Название, придуманное Фуллером, была контаминацией слов «dynamic,maximum, tension» («динамика, максимум, напряжение»). 
 
Дом был динамичным в том смысле, что он был очень компактным и имел гибкую планировку этажей. Искусственная вентиляция верхней части дома была сделана в виде вентилятора с гигантскими лопастями, который вращался благодаря конвекционным потокам. Это снижало затраты на отопление в зимнее время и расходы на охлаждение в летнее время. 
 
Фуллер предусмотрел все нюансы, чтобы дом эффективно использовал энергию, ресурсы и пространство: от автоматизированных шкафов O-volving до душа Fogger из водяного пара (в котором для принятия душа требовалась всего одна чашка горячей воды), а также специального туалета, который вообще не требовал воды. 
 
В доме также была установлена ветряная турбина на крыше, чтобы генерировать свою собственную энергию и система желобов для сбора дождевой воды с целью ее использования в домашних нуждах. «Димаксион» был предназначен для массового производства и должен был поставляться в разобранном варианте, причем его можно было легко собрать на месте. 
 
Каждый компонент весил не более 3 килограммов, а общий вес Dymaxion составлял 3 тонны (для сравнения, обычный дом идентичного размера весит 150 тонн). А что самое примечательное, это то, что «умный дом» можно было приобрести по цене нового Cadillac. Дом был очень компактным и имел гибкую планировку этажей. 
 
Протитип 2 (фото: www.novate.ru)
 
Все казалось прекрасным, но Великая Депрессия и начало Второй мировой войны заставили Фуллера отказаться от своей затеи на некоторое время. Однако, он вернулся к своей мечте о «доме-машине» в 1940 году, когда жилищный бум, созданный потоком американских солдат, возвращающихся домой, привел к большому спросу на массово производимые и легко сборные дома. 
 
Фуллер подписал после войны контракт с авиастроительной компанией на поставку большого количества алюминия (основной материал, из которого строились «Димаксион») и сделал два прототипа домов. «Димаксион» имел большой потенциал и в апреле 1946 года журнал Fortune Magazine предсказал, что подобный дом будет иметь большее социальное влияние, чем автомобиль. 
 
К сожалению, от концепции в конечном итоге отказались, поскольку Фуллер не был готов пойти на компромисс. А дело было в том, что он не был полностью удовлетворен обоими прототипами, что привело к разногласиям с другими людьми в компании. Дома так и не пошли в массовое производство. В 1948 году бывший инвестор Фуллера купил оба прототипа и объединили их в то, что стало известно как «Дом Уичита» (Wichita House). 
 
Гостинная Wichita House (фото: www.novate.ru)
 
Со временем «Дом Уичита» был изменен, чтобы соответствовать потребностям семьи. Но он также не пошел дальше опытного образца, как и «Димаксион». «Дом Уичита» был в конце концов разобран и отправлен в музей Генри Форда в Мичигане, где его восстановили и экспонируют до сих пор.
 
Бакминстер Фуллер считался фриком в мире дизайна XX века. Под брендом «Димаксион» появился не только дом. К примеру, он также разработал трехколесный автомобиль «Димаксион», который был признан одним из 50 худших автомобилей всех времен. Но, как бы то ни было, Фуллер получил 25 патентов на свои изобретения, а также был удостоен множества наград и научных степеней. 
 
 
 

 

Новотека
Загружается, подождите...
  • Новая жизнь старого двухколесного друга Новая жизнь старого двухколесного друга
  • 10 крупнейших объектов велосипедной инфраструктуры 10 крупнейших объектов велосипедной инфраструктуры
  • Cамая необычная ГЭС в мире Cамая необычная ГЭС в мире
  • Cамые живописные речные пейзажи в разных странах мира Cамые живописные речные пейзажи в разных странах мира
  • "Зеленые" крыши одноэтажной Норвегии
  • PocketPower - карманное складное солнечное зарядное устройство
  • Красота и бренность бытия в лэнд-арте Джима Деневана
  • Революционная ветротурбина Tyer Wind, напоминающая парящую колибри
  • Навес Sun&Shade обеспечивает тень и способствует сбору солнечной энергии
  • Электрический спорткар может проехать без подзарядки почти 600 км
  • Как построить экожилье: технология строительства иглу
  • Жизнерадостные сорняки покоряют городское пространство
  • Велосипедная дорожка превратилась в звездное небо Ван Гога
Ошибка при вводе логина или пароля!