Новости
Стимулы кризиса
С.Н.Голубчиков, кандидат географических наук, заведующий отделом экологии журнала Президиума РАН "Энергия: экономика, техника, экология": Атомный энергопромышленный комплекс отличается большим сроком окупаемости (не менее 10–15 лет) вложенных средств, будь то добыча урана, либо строительство АЭС, что повышает финансовые риски для инвестора. У АЭС высокие затраты на сооружение, но низкие на эксплуатацию. Потребитель готов оплачивать дешевую электроэнергию АЭС, но не затраты на ее сооружение, которые может на себя взять либо государство, либо крупный бизнес при условии государственных гарантий.
Государство как заказчик становится заемщиком средств бизнеса, гарантируя ему возврат вложенных средств и определенную прибыль на протяжении срока эксплуатации атомных реакторов (не менее 40–60 лет). Также и различные страховые, пенсионные фонды могут считать вложения средств в строительство новых АЭС достаточно надежным делом, поскольку доходы от эксплуатации станций являются стабильными в течение многих десятилетий, причем независимыми от колебаний цен на углеводородное сырье, мировых финансовых кризисов.
Привлекательность партнерства
В чем же состоит привлекательность государственно-частного партнерства с позиций интересов атомного энергопромышленного комплекса? По оценкам известного российского экономиста Марины Дерябиной, опубликованным, в частности, на страницах журнала «Вопросы экономики», можно выделить следующие отличительные черты государственно-частного партнерства:
– специфические формы финансирования, дополненные государственными финансовыми ресурсами, или же совместное инвестирование нескольких участников;
– обязательное наличие конкурентной среды, когда за каждый контракт или концессию происходит борьба между несколькими потенциальными участниками;
– специфические формы распределения ответственности между партнерами: государство устанавливает цели проекта с позиций общественных интересов и определяет стоимостные и качественные параметры, осуществляет мониторинг реализации проекта, а частный партнер берет на себя оперативную деятельность на разных стадиях проекта – разработка, финансирование, строительство, эксплуатация, управление, практическая реализация услуг потребителям;
– разделение рисков между участниками соглашения на основе соответствующих соглашений.
Концессия как шаг к приватизации
В концессиях, имеющих долгосрочный характер, частный партнер может осуществлять стратегическое планирование своей деятельности и имеет более полную свободу в принятии административно-хозяйственных и управленческих решений (этим концессии отличаются от совместных предприятий). При этом государство, передавая концессионеру право пользования объектом, оставляет за собой право распоряжаться объектом своей собственности, оставляя за собой достаточно рычагов воздействия на партнера в случае нарушения им условий концессии.
Так, компания «Комплексные энергетические системы» (КЭС) инвестирует сотни миллионов долларов в реконструкцию АЭС «Пакш» в Венгрии. Компания объясняет свой интерес к атомной энергетике Венгрии желанием выйти на новые рынки. Интерес российского бизнеса к атомной энергетике Венгрии показывает, что частные инвесторы России в принципе готовы вкладывать деньги в атомно-энергопромышленный комплекс (в том числе и российский, если это позволит законодательство).
Поэтому в настоящее время «Росатом» озабочен привлечением в отрасль частных инвесторов, а переговоры о привлечении инвестиций ведутся с крупными потребителями электроэнергии – «Газпромом», «Северсталью», РУСАЛом и СУАЛом, заинтересованными в гарантированном получении электроэнергии с АЭС по фиксированным ценам в течение длительного срока – срока эксплуатации атомных реакторов (40–60 лет). Этим и отличается атомная энергетика от углеводородной, весьма зависимой от колебаний мировых цен на органические носители. Этот пример чрезвычайно важен для российской атомной промышленности, это прецедент, который может стать тенденцией уже в ближайшее время.
Недавно с предложением привлечения частного капитала в атомно-энергопромышленный комплекс на основе механизма государственно-частного предпринимательства выступил на IV Красноярском экономическом форуме губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин. По его мнению, такое сотрудничество государства и бизнеса эффективно при осуществлении социальных программ на территориях, прилегающих к АЭС (расходы на них составляют до 10% капиталовложений при новом строительстве АЭС).
Практика показывает, что у местных муниципалитетов необходимых средств на эти цели обычно не хватает, и объекты социальной сферы не оправдывают инвестиций, потраченных на их сооружение. Дмитрий Зеленин предложил сделать экспериментальной площадкой для осуществления государственно-частного партнерства город Удомля, где начинается строительство энергоблока № 4 Калининской АЭС. Для осуществления этого предложения необходимо определить условия финансирования такого проекта, изучить зарубежный опыт осуществления проектов подобного рода.
Независимая газета