ЖИЗНЬ В СТИЛЕ ЭКО НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ПОРТАЛ

Новости

31.01.2020

Новые веяния: первый в Центральной России ветряк кормит тамбовских поросят

В колхозе имени Ленина под Тамбовом заработал первый в Центральной России ветрогенератор. 16-метровый пропеллер на мачте высотой с 10-этажный дом снабжает электроэнергией ферму с молодняком, где набирают вес 800 поросят.
 
Идея завести у себя в хозяйстве модную ветроустановку пришла директору колхоза Виктору Нестерову после поездки на "Зеленую неделю" в Германию, где ему продемонстрировали новейшие достижения альтернативной энергетики. Вернувшись домой, в село Покрово-Пригородное, Нестеров принялся изучать рынок. Вскоре выяснилось, что выбор сводится к китайским ветрякам - европейские при нынешнем курсе валют стоят слишком дорого даже для преуспевающего хозяйства, - либо агрегатам, собранным в России с использованием китайских комплектующих. Нашелся и производитель, фирма при омском заводе гражданской авиации. Там ремонтируют вертолеты Ми-8, а от вертолета до ветряка путь недолгий.
 
- Поговорил с директором фирмы, сошлись на ветрогенераторе за шесть миллионов рублей. Директор оказался хвастуном: наобещал горы, а как дошло до дела, начались проблемы, - рассказал Виктор Иванович.
 
Сперва омичи затянули со сроками. В колхозе уже и место под ветряк выбрали - на холме и поближе к ферме, чтобы потери электроэнергии при передаче были минимальны, - и фундамент для мачты подготовили, а из Сибири вместо заказанного и оплаченного ветряка шли одни обещания. Но наконец-то заказанный агрегат вместе с бригадой монтажников прибыл.
 
Нестеров полюбовался на царившую над местностью установку, закопанную в землю бельгийскую аккумуляторную батарею - она одна обошлась в дополнительных 1,2 миллиона рублей, - и нажал кнопку "Пуск". Пропеллер с восьмиметровыми китайскими лопастями послушно закрутился, но заявленной в характеристиках мощности - 60 киловатт при ветре 5-7 метров в секунду - ветряк не выдавал. Пришлось его останавливать, снимать с 22-метровой мачты и уже своими силами разбираться, в чем дело.
 
Здесь тамбовчане вновь помянули омичей недобрым словом. Выяснилось, что те сэкономили на обмотке статора - проложили провод меньшего, чем нужно, сечения. Колхозные электрики перемотали статор, собрали генератор и вновь водрузили его на мачту. Теперь тот работал как положено. Со временем возникло еще несколько проблем: тормоз, который придерживает лопасти во время урагана, оказался ненадежным, а емкость подземного аккумулятора, куда сливается выработанная электроэнергия, - недостаточной.
 
- Основное потребление идет во время кормораздачи, утром и вечером. Тогда подключаем и ветряк, и аккумулятор. Днем, когда только свет нужно обеспечивать, генератор заряжает батарею. В Германии все умно организовано: ветряки подключены к энергосистеме страны. Когда своего потребления нет - продают киловатты в общую сеть, если надо - покупают.
 
Крылатая электростанция в Покрово-Пригородном не подключена никуда, кроме поросячьего репродуктора. Областные власти о ней вообще узнали случайно - вице-губернатор приехал в колхоз по другому делу и увидел. Преференций за экологическую инновацию хозяйство тоже не получает.
 
Расчетный срок окупаемости ветрогенератора - шесть-семь лет.
 
- Если бы я вначале знал то, что знаю сейчас, брал бы подержанный европейский ветряк, у них КПД больше, - признался Нестеров. Еще он хочет вмонтировать в концы лопастей фонарики, чтобы ночное небо над Покрово-Пригородным стало интереснее. Но пока руки не доходят.
 
Текст: Антон Валагин (Тамбов)
 
Новотека
Загружается, подождите...
  • Волшебное озеро с соленой водой на архипелаге Самоа Волшебное озеро с соленой водой на архипелаге Самоа
  • 10 10 "зеленых" лабиринтов мира, по которым мечтает прогуляться каждый
  • 10 оригинальных пешеходных мостов со всего мира 10 оригинальных пешеходных мостов со всего мира
  • Мини-садики, которые легко можно сделать собственными руками Мини-садики, которые легко можно сделать собственными руками
  • Как построить экожилье: технология строительства иглу
  • Жизнерадостные сорняки покоряют городское пространство
  • Гоночный электромобиль, установивший новый мировой рекорд скорости
Ошибка при вводе логина или пароля!